Космическое облако газа подсвечивают две молодые галактики

Международная команда астрономов под руководством доктора Джима Гича (Jim Geach) из Центра астрофизических исследований университета Хертфордшира (Великобритания), с помощью расположенного в чилийской пустыне Атакама мощного радиотелескопа ALMA смогли впервые разобраться, почему одно из так называемых облаков Лайман-альфа так ярко и равномерно светится. Результаты их исследования, опубликованные в журнале Astrophysical Journal, пересказывает портал Science Daily.

Облака Лайман-альфа (Lyman-alpha blobs) — скопления раскаленного газа (водорода), которые иногда наблюдаются в далеком космосе и могут иметь протяженность в тысячи световых лет. Название они получили по характерной длине волны ультрафиолетового излучения, которое они испускают — оно называется Лайман-альфа излучение. Причина их чрезвычайно яркого свечения до сих пор была астрономам непонятна.

Команда Гича исследовала облако SSA22-Лайман-альфа 1 (LAB-1) — его когда-то открыли самым первым, в 2000 году. Находится это облако в 11,5 млрд световых лет от Земли. Анализ наблюдений ALMA, дополненных данными от телескопа Hubble и спектроскопией обсерватории W. M. Keck, показали, что в центре LAB-1 находятся две молодые галактики, в которых активно идет образование новых звезд. Оно и является источником ультрафиолета. Две центральные галактики (которым, кстати сказать, явно суждено слиться в одну, эллиптическую) окружены роем галактик поменьше. Судя по всему, мы наблюдаем здесь начало формирования массивного галактического кластера.

Моделирование происходящих в облаке процессов показало, что испускаемый центральными галактиками свет рассеивается окружающим их газом, благодаря чему облако и подсвечивается все целиком, равномерно.

«Это как уличное освещение в туманную ночь — вы видите рассеянный свет, потому что он отражается от мельчайших водяных капелек. Похожий процесс происходит и здесь, только светофор — это интенсивно формирующая звезды галактика, а туман — огромное облако межгалактического газа. Галактики подсвечивают свое окружение», — образно объяснил Гич.

Вдобавок ко всему, LAB-1 еще и окружено гало из темной материи.

Все это важно для исследования ранних этапов формирования галактик. Судя по всему, именно так этот процесс шел повсеместно, на заре существования Вселенной.

Телескоп ALMA, заработавший в полную силу только в 2013 г., уже позволил ученым сделать немало интересных открытий — например, подробно пронаблюдать за рождением новых планет вокруг молодой звезды и за подготовкой супермассивной черной дыры к «хаотичному» обеду.

[Фото: J.Geach/D.Narayanan/R.Crain]