Психологи заставили исчезнуть не существующий предмет

Психологи заставили исчезнуть не существующий предмет

Психологи из Оксфордского университета показали, что ожидания зрителей при просмотре магического трюка могут заставить их вообразить существование предмета, который якобы должен присутствовать в фокусе и которого на самом деле нет. В некоторых случаях они настолько сильны, что воображаемый предмет может быть ошибочно принят за настоящий зрительный образ. Статья ученых опубликована в журнале .

Воздействие собственных ожиданий на людей в контексте магии и трюков уже давно исследуется психологами. В одном из недавних исследований ученые сообщили участникам, что томограф может читать и внедрять мысли, и с помощью фальшивого устройства для МРТ заставили людей в это поверить. Примечательно, что в данном эксперименте почти 80 процентов участников были студентами, изучающими психологию.

В новом эксперименте психологи решили проверить, смогут ли техники, применяемые фокусниками, привести зрителей к ложным предположениям о существовании объекта, которого на самом деле нет. Для этого они продемонстрировали 420 добровольцам, поделенным на пять групп, последовательность из немых видео, в которых мужчина показывает различные фокусы. После просмотра каждого ролика добровольцы должны были описать, что они видели, а также оценить, насколько удивляющими, невозможными и магическими эти видео были.

Психологи заставили исчезнуть не существующий предмет Психологи заставили исчезнуть не существующий предмет В первом, втором и четвертом видеоролике фокусник действительно показывал магические трюки с разными предметами (монеткой, резиновым мячиком, фишкой для игры в покер, шелковым платком и карандашом). Третье видео было контрольным — в нем он просто выполнял действия, не имеющие отношения к магии. Этот ролик нужен был для того, чтобы убедиться, что добровольцы не видят фокус, просто потому что они ждут его. В самом последнем видео мужчина имитировал трюк с исчезновением предмета, при этом никакого предмета в кадре не присутствовало.

В результате, 136 участников (32 процента) были убеждены, что они действительно видят исчезновение предмета, при этом 11 процентов из них смогли даже описать его. Большая часть добровольцев сообщила, что увиденный ими объект может быть одним из тех, которые использовались в предыдущих трюках.

Когда психологи проанализовали результаты опроса, они заметили, что те добровольцы, которые дали низкую оценку трюкам с точки зрения удивительности, невозможности и магии, не сообщили о том, что видят несуществующий предмет. Те, кто этот предмет увидели, наоборот высоко оценили видео по всем шкалам, а те, кто назвали предмет, дали самую высокую оценку. 

Эти результаты поддерживают модель восприятия, в которой фокусник управляет ожиданиями зрителей для того, чтобы создать иллюзорный зрительный образ даже в отсутствие дополнительной вербальной информации. Участники были готовы увидеть очередное видео с карандашом или монеткой и поэтому у них в некоторых случаях смог сформироваться четкий зрительный образ.

.