Серьёзные проблемы с памятью у GTX 970 и новая GTX 960 для дотеров

Низкая скорость работы последнего полугигабайта памяти GTX 970 — это фича.
Серьёзные проблемы с памятью у GTX 970 и новая GTX 960 для дотеров
Видеоускорители GTX 970 и 980 были запущены одновременно, и некоторые отдавали предпочтение младшей модели. Это разумное решение: она примерно на 200 долларов дешевле, в то же время её технические характеристики и показатели её производительности отличаются не так уж и сильно (у неё, к примеру, столько же видеопамяти), поэтому 970 легко «вытягивает» все современные игрушки. До недавнего момента не было почти ни одного крупного недостатка, но теперь есть по крайней мере один важный минус.

На карточке уставлено 4 гигабайта видеопамяти, но недавно пользователи заметили, что восьмая часть этого объёма не функционирует должным образом. Недовольные начали жаловаться на многих форумах: «Реддите», Overclock.net, Guru3D.com. С помощью бенчмарков было быстро определено, что при доступе к последним 500—700 мегабайтам памяти GTX 970 производительность значительно проседает. Проблема не проявляется на более дорогой и более мощной GTX 980, то есть это не что-то, связанное с архитектурой Maxwell в целом, а нечто специфическое для 970. По крайней мере, так предполагали до официального комментария nVidia.

Серьёзные проблемы с памятью у GTX 970 и новая GTX 960 для дотеров
Пропускная способность падает с 150 ГБ/с до 19,88 ГБ/с

Из-за этой особенности работы могут падать не только показатели в синтетических тестах, но и реальная производительность. Пользователи сообщают о существенных проседаниях частоты кадров в видеоиграх при выходе за пределы 3 ГБ.

nVidia уже отреагировала на эту ситуацию и пояснила проблему. Ответ сводится к утверждению «это не баг, это фича». Как было сказано выше, в GTX 980 и GTX 970 стоит одинаковое количество видеопамяти — 4 гигабайта. Но есть особенности реализации из-за конфигурации потоковых мультипроцессоров: память поделена на два сегмента, основные быстрые 3,5 ГБ и остаток 0,5 ГБ. Приоритет отдаётся первой части, но если приложение использует больше 3,5 ГБ, то будут заметные проседания производительности как у 980, так и 970. При этом обе модели показывают примерно один и тот же показатель падения частоты кадров в секунду. nVidia даже проиллюстрировала это в виде таблички.

GTX 980
GTX 970

Shadow of Mordor

Конфигурация <3.5GB = 2688×1512 Very High
72 к/с
60 к/с

Конфигурация >3.5GB = 3456×1944
55 к/с (−24 %)
45 к/с (−25 %)

Battlefield 4

Конфигурация <3.5GB = 3840×2160 2xMSAA
36 к/с
30 к/с

Конфигурация >3.5GB = 3840×2160 135% res
19 к/с (−47 %)
15 к/с (−50 %)

Call of Duty: Advanced Warfare

Конфигурация <3.5GB = 3840×2160 FSMAA T2x, Supersampling off
82 к/с
71 к/с

Конфигурация >3.5GB = 3840×2160 FSMAA T2x, Supersampling on
48 к/с (−41 %)
40 к/с (−44 %)

Как видно, падения частоты кадров есть у обоих видеоускорителей, но у GTX 970 проседания выше всего на 1—3 %. Проблема с последними 500 МБ проявляется в основном у владельцев 4K-мониторов или систем с несколькими дисплеями. Маловероятно, что широкий потребитель сможет выйти за пределы 3,5 ГБ. Похоже, что тем, кто сталкивается с этой неприятной особенностью работы, придётся смириться с ситуацией.

Серьёзные проблемы с памятью у GTX 970 и новая GTX 960 для дотеров
GTX 960

Также над днях была анонсирована видеокарта GTX 960. Это более бюджетное решение относительно предыдущих продуктов девятисотой серии. Целевая аудитория ускорителя за 200 долларов — игроки в MOBA-игры, к примеру, Dota 2 и League of Legends. Это хорошо заметно по промо-материалам и адресуемым вопросам: в видеоролике показано, что в LoL вентиляторы не шумят, поскольку для них нет работы.

GTX 960 построена на основе видеопроцессора GM206, который представляет из себя точную половинку GM204 с теми же архитектурой и распределением ресурсов. Вообще, карта является уполовиненной версией GTX 980: у неё 1024 ядер CUDA вместо 2048 и 2 ГБ памяти GDDR5 вместо 4 ГБ. Разрядность шины памяти — всего лишь 128 бит, что несколько мало для современной карточки — даже у 250-долларовой 8800 GT из 2007 года шина была 256-битной.