Реалистичность автопортретов Рембрандта объяснили оптическими трюками

Реалистичность автопортретов Рембрандта объяснили оптическими трюками

Ученые пришли к выводу, что свои автопортреты Рембрандт, скорее всего, писал, используя различные современные оптические приемы. Именно они, по предположению исследователей, опубликовавших статью в журналепозволяли художнику добиться фотографической точности.

Впервые гипотезу, объяснявшую реализм автопортретов с помощью оптических технологий, выдвинули художник Дэвид Хокни и физик Чарльз Фалько в 2000 году. По их мнению, художники начала эпохи Возрождения использовали в процессе работы такие оптические инструменты, как камера-обскура, камера-люцида и сферические зеркала. Это, по их мнению, объясняет, почему на картинах эпохи Ренессанса часто встречаются левши (при использовании камеры-обскуры с линзой прямая проекция изображении будет зеркальной).

Тем не менее, эта идея вызывала критику со стороны окружающих. «Реализм некоторых автопортретов использовался как доказательство, что этим художникам не понадобились бы оптические приспособления для создания других работ», — комментирует один из авторов новой работы Фрэнсис О’Нил (Francis O’Neill).

Для того, чтобы развеять сомнения окружающих, О’Нил с коллегой изучили оптические технологии, доступные художникам 16-17 века и многочисленные автопортреты Рембрандта. Они сконструировали системы, которые могли использоваться мастерами. Всего их получилось пять — одна использовала вогнутое зеркало, три сочетали в себе плоские и вогнутые зеркала и одна состояла из двух плоских зеркал и линзы. Проанализировав, как выглядели зеркальные проекции на бумаге, ученые пришли к выводу, что Рембрандт вполне мог использовать такие приборы.

Реалистичность автопортретов Рембрандта объяснили оптическими трюками В частности, исследователи говорят о том, что оптические системы могли бы объяснить, почему в поздних автопортретах Рембрандта, его голова кажется непропорционально большой, а сам он порой смотрит несколько сбоку. «На некоторых картинах у него смеющееся выражение лица и широко открытые глаза — это предполагает невероятное физическое напряжение, котороя бы не потребовалась, если бы он рисовал на основе проекции», — комментирует О’Нил.

Кроме того, авторы также отмечают, что зеркальные проекции хорошо видны на металлических поверхностях, таких как медные пластинки, которые художник как раз использовал для создания офортов и даже для рисования автопортретов. Его работы также используют технику, построенную на контрасте света и тени, которая так же лежит в основе светопроекторов.

.