Главных литературных сюжетов оказалось всего шесть

Главных литературных сюжетов оказалось всего шесть

Команда ученых из США и Австралии проанализировала изменение эмоциональной окраски в текстах популярных литературных произведений и нашла в них несколько общих типов сюжетов. Среди них шесть оказались наиболее популярными: «из грязи в князи», «трагедия», «падение и взлет», «Икар», «Золушка» и «Эдип». Исследование в виде препринта выложено на сайте arXiv.org.

Для анализа эмоционального окраса ученые использовали алгоритм «Гедонометр» (Hedonometer), основанный на словаре, в котором каждому слову соответствует численное значение, отражающее его эмоцию. Более «радостному» слову соответствует большее положительное число и наоборот. Авторы изучали 1737 художественных произведений не длиннее 200000 слов, скачанных из открытой библиотеки проекта Гутенберг. Через каждый текст пропускали рамку считывания, которая вычисляла средний эмоциональный окрас в отрывке длиной 10000 слов.

Главных литературных сюжетов оказалось всего шесть Для всех текстов ученые получали характерную кривую, которая показывает, как изменяется эмоциональный окрас на протяжении текста. Используя сингулярное разложение по набору простых кривых (синусов с разным периодом), авторы смогли описать большую часть данных шестью основными сюжетами. Их названия ученые взяли из предыдущих работ в этой области, или просто в соответствии с наиболее ярким примером произведения.

Все шесть сюжетов разбивались на три пары, в которых из одной и той же кривой, взятой с разным знаком, получались два разных типа. Самые простые сюжеты — «из грязи в князи» и «трагедия» — описывались кривой без максимумов и минимумов. Более сложные типы — «падение и взлет» и «Икар» — имели по одному экстремума, оставшиеся два типа — «Золушка» и «Эдип» — имели по два экстремума.

Главных литературных сюжетов оказалось всего шесть Главных литературных сюжетов оказалось всего шесть Авторы отмечают, что описанные в работе закономерности характеризуют только глобальный масштаб произведения, хотя на самом деле эмоциональный накал меняется гораздо чаще от сцены к сцене, просто эти колебания значительно меньше на фоне основных максимумов и минимумов. Например, в романе «Гарри Поттер и дары смерти» Джоан Роулинг наблюдается как минимум 16 выраженных экстремумов.

По словам авторов, полученные результаты хорошо согласуются с более ранними эмпирическими выводами о типах литературных сюжетов (к примеру, описанных в лекции писателя Курта Воннегута). Ученые также предполагают, что их подход может использоваться не только для анализа, но и для автоматического написания художественных текстов, используя одну из основных эмоциональных кривых в качестве отправной точки.

.