«Роскосмос» начинает работу над созданием многоразовой ракеты

Команда проекта — специалисты, разрабатывавшие систему «Энергия-Буран»

«Роскосмос» начинает работу над созданием многоразовой ракеты
Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко

Сегодня стало известно о том, что гендиректор Центра имени Хруничева распорядился восстановить департамент по многоразовым средствам выведения. Случилось это, правда, еще около месяца назад, но информация о событии появилась только сейчас. По словам Александра Медведева, генерального конструктора «Роскосмоса» по космическим ракетным комплексам, в новом департаменте будут работать те специалисты, которые создавали в свое время «Буран». Главой департамента стал Павел Анатольевич Лехов, один из основных проектировщиков системы "Энергия-Буран".

У нового проекта есть схожие черты с этой системой, пишут «Известия». Так, отечественные инженеры не планируют перенимать опыт компании Илона Маска, которая успешно сажает первые ступени ракеты Falcon 9 на баржу в Атлантическом океане и на сушу. Инженеры Центра имени Хруничева будут работать над созданием «крылатой» первой ступени, которая будет способна возвращаться на космодром, как самолет, садясь на взлетно-посадочную полосу.

По мнению Александра Медведева, для российских условий возвращаемая первая ступень является оптимальным вариантом. Схема, с которой работает Space X, не подходит для отечественных ракет, поскольку рядом с российскими космодромами нет моря, поэтому нет и возможности поставить в нужное место баржу. Да и вариант с баржей не кажется генеральному конструктору «Роскосмоса» оптимальным, поскольку в море мешает и боковой ветер, и качка.

В «Хруничеве» уже давно прорабатывают идею с крылатой первой ступенью. Созданные инженерами Центра макеты ракет-самолетов в разных модификациях не праз показывали на выставках как в России, так и за ее пределами. По словам Медведева, над этой идеей работают уже около 20 лет. Впервые некоторые результаты практической реализации идеи показали в авиакосмическом салоне в Ле-Бурже — там была показана система «Байкал». В течение нескольких лет готовились чертежные проекты, строились макеты, которые затем испытывались. При этом инженеры получили положительные результаты. «Пришла пора от проектов на бумаге переходить к реальным вещам. Я говорю о создании летного демонстратора», — говорит Александр Медведев. С этой идеей согласен и гендиректор «Роскосмоса» Игорь Комаров. Предложения уже готовы, но рассказывать о них предприятие пока не будет. Все будет показано в свое время в виде реализованного проекта.

Первая ступень ракеты является самой затратной строкой бюджета строительства ракеты. На первой ступени устанавливаются маршевые двигатели, которые определяют возможности этой ракеты. Их стоимость составляет от $10 до $70 млн.

Член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин поддерживает идею. Он говорит, что проектирование и эксперименты с возвращаемой первой ступенью — это важно. Но серийное производство новой ступени — спорный вопрос, где все зависит от частоты пусков. Если речь идет о десятках запусков в год, то да, разрабатывать многоразовую первую ступень нужно. Она может быть очень полезной при работе в новой сфере космического туризма. Но при этом необходимо проверить, являются ли затраты на создание и эксплуатацию многоразовой ступени экономически оправданными. Также следует учитывать вопрос надежности повторного использования двигателей.

«Роскосмос» начинает работу над созданием многоразовой ракеты
Тот самый «Буран», который летал в космос

Что касается проекта «Энергия-Буран», то во времена СССР эта программа считалась очень перспективной. В ее рамках инженеры работали над созданием многоразовой транспортной космической системы. Эта программа готовилась в качестве альтернативы американского проекта «Спейс Шаттл». Космический корабль-космоплан системы «Буран» был создан, он даже совершил полет. Но это был единственный космический полет этой системы, космический аппарат был запущен 15 ноября 1988 года. К сожалению, в 1992 году было принято решение о прекращении работ по проекту и его консервации. Технические наработки, созданные в процессе реализации данной программы, в настоящее время используются в российской космической промышленности.

Как вы считаете, будет ли реализован этот проект?

Да, безусловно

Не знаю, но надеюсь на это

Нет, ничего не получится

Проголосовало 144 человека. Воздержалось 19 человек.

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.