«Здесь стало ясно, что все это очень интересно» — олимпиада НТИ глазами школьников

«Здесь стало ясно, что все это очень интересно» — олимпиада НТИ глазами школьников

В конце апреля состоялся финальный этап первой командной инженерной Олимпиады Национальной технологической инициативы (См. «Школьники настроят «умную» энергосеть и соберут настоящий спутник»). Организаторы — ведущие политехнические университеты страны и компании-лидеры в сфере технологий — смогли создать совершенно новый формат соревнования. По впечатлениям нашего корреспондента, дело удалось (См. «Олимпиада НТИ: запуск прошел успешно»). Мы решили узнать, что думают сами участники: корреспондент «Научной России» поговорил с победителями и призерами олимпиады.

«Решение каждой команды здесь имеет право на существование»

В финале состязания старшеклассники решали реальные инженерные задачи, у которых нет заранее известного решения. Работать приходилось и руками, и головой, индивидуально и в команде, иметь дело с самым современным оборудованием и программными средствами. Все это совсем не похоже на традиционные предметные олимпиады.

«На олимпиадах по спортивному программированию каждая задача имеет, как правило, единственное правильное решение. У задач на олимпиаде НТИ такого решения нет, и решение каждой команды имеет право на существование. И сами задачи, которые предлагаются для решения имеют большее практическое применение», — говорит один из призеров направления «Большие данные и машинное обучение» Антон Попов, десятиклассник МАОУ «Лицей Народной Дипломатии» из города Сыктывкара.

«В отличие от большинства перечневых олимпиад, олимпиада НТИ действительно интересная — по крайней мере для меня», — говорит еще один призер этого направления Даниил Коноваленко из московской школы «Интеллектуал».

«Можно сказать, что в этой олимпиаде от стандартных школьных конкурсов и олимпиад очень мало. Главным в ней для участников является смекалка, знание, опыт, а не шаблонное решение задач», — говорит Федор Рязанов из московской школы № 2090, участник лучшей команды в направлении «Интеллектуальные энергетические системы» и ставший призером в индивидуальном зачете.

Того же мнения его коллега по команде и одноклассник и еще один призер направления Даниил Жиганов: «Остальные олимпиады направлены на решение «синтетически» созданных задач, сформулированных от решения, а не от проблемы».

Для победы в Олимпиаде НТИ многим ребятам пришлось самостоятельно получать новые знания — прежде всего, в программировании. Знания же по школьной программе пригодились лишь отчасти.

«Математическая культура и определенные навыки программирования, которым я обязан школе, безусловно, помогают. Но те знания, на проверку которых рассчитана олимпиада, невозможно получить иначе, как учась самостоятельно», — говорит призер направления «Большие данные» Олег Васильев из «Физтех-лицея» им. П.Л. Капицы в Долгопрудном.

«Пришлось подтянуть С++. А так в нашем лицее есть возможность в свободное время «поиграться» с кучей «железа», чем я и воспользовался», — рассказывает о подготовке призер направления «Автономные транспортные системы» Игорь Саитов из Югорского физико-математического лицея-интерната города Ханты-Мансийска.

Практически все участники самостоятельно или в кружках осваивали языки Python и С++, учились работать с «железом». Впрочем, интерес к технической сфере у большинства ребят с детства, так что многое изучалось вовсе не для олимпиады, а исходя из собственного интереса. «Мне не приходилось ничего дополнительно учить или получать навыки паяния или сборки электросхем, так как я собрал не один мотоцикл и перепаивал много разных электросхем и встраивал их в сложные механизмы», — рассказывает Даниил Жиганов.

«Здесь стало ясно, что все это очень интересно»

Если предметные олимпиады завершаются объявлением результатов, то в Олимпиаде НТИ с этого, можно сказать, все только начинается. Ведь главная задача — это развитие национальных технологических рынков, а школьники, интересующиеся инженерной сферой — это их будущее. Организаторам было важно показать старшеклассникам, что сегодня инженерные профессии востребованы и перспективны. Судя по отзывам участников, это удалось.

«Раньше мы просто интересовались программированием, а здесь поняли, что космические системы — это очень интересно», — делятся впечатлениями Гульнара Сунгатуллина и Регина Тавабилова из лицея «Иннополис» в Татарстане.

«После участия в олимпиаде, стало ясно, что энергетическая тема куда интереснее, чем казалась, и в ней можно еще развиваться и строить новое, — добавляет Федор Рязанов. — Хотелось бы получить образование и стать профессиональным энергетиком».

На подъем интереса у ребят очень повлияло то, что на протяжении всей олимпиады рядом были представители компаний — консультировали, читали лекции, рассказывали о тех задачах, что решают сами. «Я узнал про конкретные практические задачи, с которыми сталкиваются специалисты в области больших данных и машинного обучения. Например, на мастер-классе нам рассказали про актуальные задачи и их решения в социальной сети “Одноклассники”», — рассказывает Антон Попов. Он тоже уже определился, что свяжет свою будущую карьеру с прикладным программированием.

«Мечтаю создать искусственный интеллект»

Мы спросили у ребят, есть ли у них кумиры в том, чем они занимаются, и каких целей они хотят достичь.

«Мне хотелось бы создать что-то, что будут использовать люди повсеместно. Например, интернет — его разработали, а мы теперь пользуемся им постоянно. Хотелось бы участвовать в чем-то таком же», — рассказывает победитель направления «Космические системы» Денис Докиенко из лицея №39 города Озерска Челябинской области.

«Мечтаю когда-нибудь разработать искусственный интеллект», — говорит Всеволод Жидков из «Воткинского лицея» в Удмуртии, участник команды, одержавшей победу в направлении «Большие данные и машинное обучение» и призер в индивидуальном зачете.

«Я крепко-накрепко связал свою жизнь с инженерией, у меня есть цель проектирования и сборки двигателя нового поколения, а также самолета, способного на многие века опередить свое время», — делится своими планами Даниил Жиганов.

Среди кумиров у победителей олимпиады НТИ — Илон Маск, Сергей Брин и даже главный герой фильма «Марсианин». Многие не забыли и о родителях и педагогах. А мы уверены, что многие имена героев этой статьи через 10-15 лет будут не менее известными.